НОВОСТИ ЭНДОСКОПИИ

КАТАЛОГ эндоскопов, оборудования и инструментов:  описание, характеристики, иллюстрации, цены

ВРАЧУ

ПАЦИЕНТУ

ДИЛЕРУ
Фирмы и компании:
производители, поставщики, ремонт и сервис

Аппаратная косметология - принципы действия

lpg - аппаратная косметологияБольшинство методов аппаратной косметологии оказывает комплексное воздействие на организм, но для понимания принципов использования этих методов необходимо понимать те молекулярные и физиологические компоненты воздействий, которые формируют лечебный эффект.

В основе жизнедеятельности любого организма лежит условие поддержания постоянства внутренней среды - гомеостаза. Изменение параметров окружающей среды, например температуры, освещения и др., запускает в клетках и тканях организма приспособительные реакции. Если фактор действует достаточно сильно или долго, то клетка может погибнуть, что нередко используется в аппаратной косметологии, например интенсивное световое воздействие при удалении расширенных сосудов лазером.

Но в большинстве случаев воздействие физического фактора может вызвать стресс и стимулировать выработку факторов, повышающих устойчивость клеток к различным видам стрессорных воздействий. Следует отметить, что такая активация защитных систем клетки носит неспецифический характер. Иными словами, на различные воздействия (тепловые, механические, световые и др.) активизируется универсальная система защиты. Например, самые различные воздействия на организм приводят к усиленной выработке белков теплового шока, которые выполняют функции исправления и восстановления нативной (т. е. исходной) структуры белков, поврежденных в результате стрессорного воздействия. Как известно, для того чтобы белок приобрел присущие ему функциональные свойства, полипептидная цепь должна определенным образом свернуться в пространстве, сформировав функционально активную (нативную) структуру.

Еще в 1937 г. В.В. Лепешкин показал, что если клетки из неблагоприятных условий попадают в нормальную среду, то они не только восстанавливают свои первоначальные свойства, но становятся более устойчивыми к повреждающим воздействиям. Этот вывод был подтвержден на клетках многих типов. Причину такой реакции ученым удалось выяснить лишь во второй половине XX века.

В работах Ритоса и Тисьерса с соавторами было показано, что после тепловой обработки личинок плодовой мушки активизируется синтез особого рода белков, получивших название белков теплового шока. В дальнейшем было обнаружено, что способность клеток отвечать на краткосрочный нагрев или иной стрессорный фактор усилением синтеза белков теплового шока универсальна и присуща практически всем представителям живого. В связи с этим было предложено называть эти белки «стрессовыми белками», В конце XX века было показано, что функциональная активность этих белков обусловлена их антиденатурационными свойствами, т. е. «стрессовые белки» способны укладывать в нативную, функционально активную структуру другие белки, частично денатурированные в результате воздействия того или иного внешнего фактора.

Почти одновременно молекулярные биологи обнаружили, что в клетке существует особая категория белков, основной функцией которых является обеспечение правильного характера сворачивания полипептидных цепей в нативную структуру. Эти белки, связываясь с развернутой или частично развернутой полипептидной цепью, не дают ей «запутаться» и образовать неправильную структуру. Они удерживают частично развернутый белок, способствуют его переносу в разные субклеточные образования, а также создают условия для его эффективного сворачивания.

Стрессовые белки, белки теплового шока, антиденатурационные белки — это одни и те же белки, открытые разными исследователями и поэтому получившие различные названия. Физические воздействия разной модальности способны усиливать защиту организма от самых разных воздействий благодаря природному универсальному механизму выработки антиденатурационных белков.

Стресс представляет собой состояние нарушенного гомеостаза, а стрессоры являются факторами, вызывающими нарушение гомеостаза. В ответ на действие стрессоров в организме возникают адаптивные процессы, направленные на восстановление гомеостаза и сохранение нормальной жизнедеятельности. Такая адаптация позволяет организму приобрести ранее отсутствующую устойчивость к определенным факторам среды. Важно отметить, что в основе формирования адаптации лежит переход от срочной адаптации, возникающей на первое воздействие стрессора, к долговременной адаптации, формирующейся при повторных воздействиях стрессора и обеспечивающей устойчивость к длительно существующему стрессору. Примерами срочной адаптации являются увеличение теплопродукции в ответ на охлаждение, повышение частоты дыхания при недостатке кислорода и т. д.

Тем не менее, срочная адаптация, хотя и протекает при почти полной мобилизации функциональных резервов, как правило, не может обеспечить необходимый адаптационный эффект. Так, бег нетренированного человека, несмотря на большие затраты, является недостаточно эффективным. Тренированный человек может бежать и быстрее, и дольше при существенно меньшей мобилизации ресурсов. Для того чтобы срочная и несовершенная адаптация сменилась более совершенной долговременной адаптацией, необходимы время и повторные воздействия стрессора. При физиотерапевтических процедурах это достигается путем проведения соответствующего курса воздействий, в результате чего в органах и тканях формируется так называемый структурный след адаптации — материальная база повышения устойчивости организма к действию стрессоров.

Ключевым звеном в формировании структурного следа адаптации является активация синтеза нуклеиновых кислот и белков, в результате чего происходит увеличенная наработка регуляторных и структурных белков в клетках и внеклеточном матриксе тканей, а также активизация работы митохондрий, что повышает функциональную мощность клеток при условии достаточного обеспечения их трофики.

Особенностью устойчивой адаптации является наличие так называемых перекрестных защитных эффектов. Оказалось, что адаптация к одному стрессору повышает устойчивость организма не только к действию конкретного стрессора, ной к действию других стрессоров. Именно поэтому, возможно, применение физиотерапевтических процедур на основе различных модальностей может дать практически идентичный эффект. Важно также иметь в виду, что чем больше органов и систем вовлечено в процесс адаптации к данному стрессору, тем богаче будет структурный след, и тем большим числом перекрестных защитных эффектов будет обладать данная адаптация. Поэтому комплексное применение нескольких лечебных методов (что часто реализуется в санаториях) является более эффективным, чем применение одного какого-то типа воздействий.

Важным аспектом проблемы адаптации является дезадаптация — обратное развитие процесса долговременной устойчивой адаптации, выражающаяся в частичной или полной потере защитных эффектов в результате прекращения действия стрессорного фактора, к которому адаптировался организм. Процесс дезадаптации проявляется в постепенном исчезновении структурного следа адаптации. Обычно это происходит через несколько месяцев (в среднем от 3 до 6) после курса воздействий.

Дезадаптация является процессом, обратным процессу формирования адаптации. Утраченный структурный след адаптации можно восстановить с помощью повторных воздействий данного фактора — этот процесс получил название реадаптации. Поскольку при адаптации возникает напряжение синтетического аппарата клеток, ответственных за адаптацию, повторные циклы «дезадаптация-реадаптация» могут приводить к истощению резервов этого аппарата, потере способности достаточного обновления клеточных структур и, в результате, являться одной из причин возникновения заболеваний. Поэтому поддержание сравнительно небольшие регулярные нагрузки на ответственныю за адаптацию функциональные системы являются менее истощающим вариантом воздействия, чем повторение циклов «дезадаптация-реадаптация». Практически это означает регулярность периодического проведения физиотерапевтических процедур, относящихся к аппаратной косметологии.

В основе многих физиотерапевтических воздействий, не вызывающих гибели клеток, лежит повышение устойчивости клеток к различным видам воздействий и увеличение их функциональной мощности. Добиться этого можно воздействиями различной модальности, однако важно, чтобы эти воздействия повторялись а течение определенного времени, достаточного для формирования структурного следа адаптации. Сформированный структурный след адаптации недолговечен и должен через какое-то время активизироваться повторными курсами процедур.

По материалам http://gastroweb.ru/